Китай                                                                                                          стр. 1 2 3 4 5

Ещё много тысяч лет назад, во времена существования обширной империи Бхарата территория Китая была заселена крайне неоднородно. Различные племена селились по всей земле Северного и Восточного Китая, но наиболее густонаселёнными районами были долины рек Хуанхэ и Янцзы в Восточном Китае. Тогда территория Восточного Китая имела мягкий климат и разнообразную растительность, создававшие неплохие условия обитания. Воды крупных рек обогащали речным илом плодородные почвы прибрежных долин, и мягкие почвы в долинах рек Хуанхэ и её притоков были весьма благоприятными для занятия земледелием. Благодаря этому бассейн реки Хуанхэ стал одним из центров ранних мировых цивилизаций, в течение длительного периода времени развивавшегося в условиях относительной изоляции. Именно здесь около 11000 лет назад сформировалась этническая общность древних китайцев и образовалась древнейшая земледельческая культура и первые очаги самостоятельной китайской цивилизации. Культурные и торговые связи в те времена поддерживались китайцами только через районы Северного Китая с племенами Сибири и Дальнего Востока.

Сохранившиеся древние китайские записи уводят нас в далёкое прошлое. Самой древней из существующих ныне китайских книг является "И-цзин" ("Книга перемен"), представляющая собой сборник магических формул и заклинаний. Другая книга - "Шу-цзин" ("Древняя история") содержит хронологические летописи легендарных китайских императоров. В книге "Ши-цзин" ("Книга песнопений") собраны древние китайские мифы, легенды и поэмы. Первые исторические и астрономические тексты древнего Китая впервые были записаны примерно 3400 лет назад на 100000 черепашьих панцирях и костях различных животных. Китайцы хорошо знали математику и свободно оперировали дробями, пропорциями и прогрессиями, знали теорему Пифагора и теорему подобия и решали системы линейных уравнений. Квадрат
                                      4    9    2
                                      3    5    7
                                      8    1    6
был найден на священной китайской таблице Ло-шу, составленной ещё за 3500 лет до н.э.; числа на ней изображались с помощью узлов, сделанных на нитях. Солнечно-Лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуждам сельско-хозяйственного производства. Древние китайцы вели обширные астрономические наблюдения и определили период обращения Юпитера в 11,92 года, что почти совпадает с результатами современных наблюдений. Древние китайские врачи использовали иглоукалывание, диеты, лечебную гимнастику и прижигания. Только в одном из их медицинских трактатов содержалось 280 рецептов для лечения 52 болезней.

Согласно древним китайским мифам, давным-давно Вселенная была в состоянии первобытного водного хаоса Хунь-тунь и напоминала собой гигантское куриное яйцо. Когда бесформенные образы блуждали в кромешной тьме, в этом яйце зародился Пань-гу, который расколол яйцо, и из двух его половин образовались Инь (Земля) и Ян (Небо). Инь представляет собой пассивное начало, соответствующее покою, холоду, ночи, Луне и женщине. Ян является активным началом и соответствует движению, жаре, дню, Солнцу и мужчине. Эти противоположные, но дополняющие друг друга силы, переплетаясь, образуют всю Вселенную. "Инь и Ян составляют сущность Неба и Земли, закономерности десяти тысяч вещей. Это Отец и Мать каждого изменения, начало и конец жизни и смерти." ("Нэй-Цзин" - "Книга о природе жизни") После своего рождения Пань-гу создал всю Вселенную из пяти первичных элементов: Воды, Земли, Огня, Дерева и Металла. "Когда Пань-гу делает вдох, рождаются ветер и дождь, когда выдох - гром и молния; когда он открывает глаза, наступает день, когда закрывает - ночь."

Тысячелетиями на территории Восточного Китая вдоль русел многочисленных притоков Янцзы и Хуанхэ обитали различные охотничьи племена. Сперва они жили в небольших полуземлянках, но постепенно научились строить уютные домики из дерева и кирпича-сырца. 7000 лет назад в Восточном Китае уже обжигали в печах керамическую посуду и раскрашивали её ярким геометрическим или зооморфным орнаментом, приручали животных и разводили скот: коз, овец, свиней, собак, быков, слонов и оленей, занимались выведением на полях самых разнообразных садово-огородных культур, главной из которых было просо, используя при этом сложные системы оросительных каналов. Главным Божеством в Восточном Китае считалась Первозданная Мать, которой поклонялись под именем Куань-инь. При раскопках в разных частях Китая было обнаружено множество костяных и металлических статуэток, изображающих Мать-Прародительницу. Кроме неё китайцы поклонялись различным стихиям природы, Божествам гор, рек, озёр и лесов. Долгое время в Китае сохранялся матриархат, и только 5000 лет назад легендарные правители Восточного Китая Яо и Шунь образовали совет родовых старейшин.

Согласно легенде, около 5000 лет назад жителям Китая угрожала гибель от очередного потопа, посланного Богами на Землю. В борьбу с потопом вступил некто Гунь, который попытался остановить воды с помощью похищенной им у Богов чудесной саморастущей земли "сижан", но ему не удалось это. Спастись от потопа смог благочестивый Юй, который построил большую крытую лодку и укрылся в ней со своей семьёй, животными и имуществом. Сообразительный Юй смог также спасти от потопа несколько крупных китайских поселений, предложив людям углубить русла рек для отвода излишков воды и прорыть несколько каналов. После потопа глава совета родовых старейшин Шунь назначил Юя новым правителем, а тот в свою очередь передал затем власть своему сыну. Так в начале III тысячелетия до н.э. Юй основал первую династию Восточного Китая Ся, и власть вождя стала передаваться от отца к сыну. Древний китайский мудрец Хань Фэй описывает те времена так: "Когда Юй правил Поднебесной, он сам шагал впереди народа с сохой и заступом, бёдра у него были тощими, на голенях не было ни волоска. Он трудился только на не возделывавшейся ранее земле, родившемуся сыну не дал имени, а проходя мимо ворот своего дома, занятый делами, не заходил туда. Его тело наполовину высохло, а руки и ноги покрылись мозолями. Когда он получил титул вождя, который уступил ему Шунь, то хотя у него и были прекрасная печать и корона, он жил в жалкой лачуге."


На главную