Иран                                                                                                                        стр. 1 2 3 4

Согласно легенде, изложенной в "Шахнамэ" - монументальном своде эпической истории Ирана, созданном классиком персидско-таджикской литературы Фирдоуси (934-1020 г.г. н.э.), вскоре после очередного потопа, накрывшего территорию Средней Азии около 5100 лет тому назад, на территорию Иранского нагорья со стороны Уральских гор явились потомки племени ариев, которые основали в Средней Азии две могущественные царские династии: Пешдадидов и Кайянидов. Прародителем первой из них был "пастырь человеков" Хаома, "вестник нового закона". Он стал Отцом и Учителем древних иранцев, а его сын - царь Хушаиг - научил иранцев строить поселения и возделывать поля, в результате чего на границе между современными Туркменистаном и Ираном возникло процветающее государство. Оно достигло наибольшего расцвета в период правления легендарного царя Джемшида, которого индийские хроники именуют "Йима". Джемшид упорядочил жизнь сословий своего царства, в его блестящее правление "не умирали животные, не увядали растения, в воде и плодах нигде не было недостатка, не было ни мороза, ни жары, ни смерти, ни страстей, повсеместно господствовал мир". Но гордыня ослепила правителя, и он повелел поклоняться себе как Богу. В наказание Блеск Божий оставил его, и дьявол Ахриман наслал на царство Джемшида губительного Зохака, наследного принца Ассирии.

Когда-то Зохак был обычным человеком, но, поддавшись обману и искушениям Ахримана, начал употреблять в пищу мясо животных, а затем и людей. В результате он вырос жестоким и коварным, убил своего отца, чтобы занять его трон, а затем воспользовался моментом и обманом явился в Иран. Он захватил дворец Джемшида и взял в наложницы его сестёр, а самого царя распилил пополам и съел его мозг. Мрак и хаос охватили страну Джемшида. Зохак беспощадно грабил людей, убивал самых лучших воинов, а их жён насильно забирал в свой гарем. Каждый день по приказу Зохака повара убивали двух молодых юношей и приготовляли для царя пищу из их мозгов. А всех, кто пытался объединиться против него, Зохак хитро ссорил между собой и ввергал в пучину междоусобиц. Родственные племена восставали друг против друга, разоряли собственные города и уничтожали накопленные культурные ценности. Лишь герою Феридуну и кузнецу Кави удалось одолеть ненавистного правителя. Узнав о том, что Феридун и Кави подняли против него восстание, Зохак бежал из дворца назад в Ассирию, а оттуда в Иерусалим, но Феридун настиг его и одолел в тяжёлой схватке. Чудовище было навечно приковано к скале над пропастью, а Феридун стал новым правителем Ирана.

Позднее Феридун поделил земли между тремя своими сыновьями: старший сын Сельм стал правителем западных территорий, в том числе Ассирии и Мидии, средний сын Тур получил в наследство степные территории современного Казахстана, где создал государство Туран, а младший сын Иреджа продолжил править в Иране. Старшие братья позавидовали Иредже и хитростью заманили его в ловушку и лишили жизни, но внук Иреджи Манушчитра (Менучехр) позднее отомстил их семьям и стал новым правителем Ирана. С тех пор между Ираном и Тураном имела место не утихающая вражда. Цари Ирана называли свою страну Арьёшаяна (Страна Ариев), центральным ядром её были провинции Маргиана, Арейя и Дрангиана, которые славилась своими крупными городами с ремесленными мастерскими и храмовыми комплексами. Кочевые племена Турана, наоборот, городов не строили, а перемещались по степям крупными палаточными лагерями и подвергали Арьёшаяну систематическим набегам. А земли Хорезма, Согдианы и Бактрии, лежавшие между Ираном и Тураном, служили буферной зоной, и их правители выступали то на одной, то на другой стороне конфликта.

Около 3000 лет назад на смену династии Пешдадидов пришла новая династия Кайянидов, основателем которой был легендарный Кави (т.е. "князь") Кавата. Во времена правления этой династии в соседней Мидии произошло рождение пророка Заратустры, и именно цари-кайяниды были первыми, кто принял его учение в качестве новой государственной религии. В те времена главными центрами Арьёшаяны были города Мерв (столица Маргуша-Маргианы) на реке Мургаб и Артакона (столица Арейи, будущий Герат) на реке Теджен-Герируд, и вполне вероятно, что покровительствовавший Заратустре царь Кави Виштаспа (Густасп) управлял своей страной из одного из этих городов. Как гласит легенда, правители Турана потребовали у Виштаспы вернуться к прежней религии и объявили ему войну, но Виштаспа разбил армии своих противников, выиграл войну и присоединил к своим владениям Хорезм, Согдиану и Бактрию.


На главную