Славяне                                                                                                               стр. 1 2 3 4 5

В I тысячелетии н.э. северные славянские территории также переживали период культурного и экономического расцвета. Скандинавы называли славянскую империю "Гардарика" (Страна Городов), а греки использовали эпитет "Монголия" (Великая). Летопись древних франков "Баварский Географ" сообщает о сотнях городов, находившихся на территории северных и восточных славянских княжеств. Одним из древнейших поселений была Старая Ладога, основанная венедами ещё в I тысячелетии до н.э.. Не менее древними поселениями были Ростов, Муром, Полоцк, Углич, Изборск, Смоленск, Чернигов, Овруч, Ужгород, Белоозеро, Холмогоры. В городах процветали различные науки (астрономия, медицина), искусства (ваяние, вышивка, музыка) и ремёсла (обработка металлов, древесины, производство кожаной обуви, пушнины, изготовление оружия, бусов, керамики и музыкальных инструментов). Вокруг располагались сады, огороды, пашни и загоны для скота. Славяне имели письменность, их письмо было руническим ("черты и резы"). Грамотой владели не только знатные люди, но также ремесленники и купцы; славянские надписи были обнаружены на древнерусских мечах, щитах, кочергах, посуде и деревянных бирках. Позднее Папа Римский Иоанн VIII отмечал в своих записях, что Кирилл и Мефодий создали свою азбуку (кириллицу и глаголицу) на основе древнеславянских "черт и рез".

Как правило, древнеславянскими городами управляли князья, передавая власть по наследству от отца к сыну. Как свидетельствует "Иоакимовская летопись", в середине IX века н.э. старо-ладожский князь Гостомысл, потеряв своих четырёх сыновей, был вынужден пригласить на княжение сына своей средней дочери Умилы. Умила была женой Годслава, одного из сыновей Вышана (Витслава), правителя Рерика, крупнейшего города на всём южном побережье Балтийского моря. В 808 году н.э. датские крестоносцы захватили Рерик и убили Годслава, но его супруга и три её сына - Рюрик, Сивар (Синеус) и Трувор - бежали и укрылись в священном городе Арконе. Именно здесь прошла юность Рюрика и его братьев, здесь они обучались различным наукам и военному делу. В 853 году Умила и её сыновья получили сообщение от Гостомысла и переселились в Старую Ладогу. В 862 году, после смерти деда, Рюрик стал правителем заложенного им на берегах озера Ильмень нового города Новгорода, ныне называемого Рюриково Городище, а его братья - князьями Белоозера и Изборска. Через два года Сивар и Трувор умерли, "и принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик." ("Повесть Временных Лет") В 879 году Рюрику наследовал князь Олег Вещий (?-912 г.г. н.э.), брат его жены Ефанды, по инициативе которого начался процесс централизации власти. В 882 году Олег захватил Киев и перенёс столицу туда, и князья различных городов должны были признать верховную власть новоявленной киевской династии. Завершился этот процесс во времена правления внука Рюрика - Святослава Великого (942-972 г.г. н.э.), который подчинил себе все другие славянские города и расширил границы владений за счёт многочисленных военных походов. По словам академика Б. А. Рыбакова, "походы Святослава 965—968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии".

Историкам известно, что мать Святослава - княжна Ольга в 957 году посетила Константинополь и приняла христианство и предложила своему сыну креститься тоже, на что он ответил ей: "Вера христианска - уродство есть". Однако спустя всего два десятка лет один из сыновей Святослава отказался от религии, которую тысячелетиями исповедовали его предки. Согласно "Повести Временных Лет", два сына Святослава - Ярополк (?-978 г.г. н.э.) и Олег (?-977 г.г. н.э.) были рождены его супругой, венгерской княгиней Предславой, а третий сын - Владимир (?-1015 г.г. н.э.) был рождён ключницей Ольги, еврейской девушкой Малкой (русифицир. Малушей), которую Святослав привёз из захваченного его войсками Хазарского Каганата. Известно, что в VIII веке хазарский каган Булан вместе со своим двором принял иудаизм. Малка и её старший брат Добран (русифицир. Добрыня) происходили из знатного рода города Любеча, входившего в Хазарский Каганат. Экземпляр летописи Нестора, хранящийся в Устюге, называет ключницу Ольги именно ивритским именем Малка, в остальных экземплярах её имя было позднее повсеместно заменено на Малуша. При дворе Святослава Малка была сперва служанкой, затем ключницей, а позднее экономкой Ольги. В результате она стала наложницей Святослава, и разгневанная Ольга отослала беременную Малку в село Будятичи, где та и родила Владимира.

Добран сперва служил при дворе Святослава конюхом, затем ключником и, наконец, "златой казны учётчиком". После смерти Святослава в 972 году его старший сын Ярополк был посажен княжить в Киеве, а Олег - в земле древлянской со столицей в Коростеле. По наущению Добрана новгородские послы выпросили себе в князья юного Владимира. Добран отправился вместе с ним в Новгород и первые годы руководил княжеством от его имени. В 975 году между сыновьями Святослава началась междоусобица. Войска Ярополка, подстрекаемого его воеводой Свенельдом, разбили отряды Олега под городом Обручем, и сам Олег погиб. Перепуганный Владимир бежал из Новгорода "за море", но уже в 977 году вернулся с варяжьей дружиной и выступил против Ярополка. Между Новгородом и Киевом находился укреплённый город Полоцк. Рогнеда, дочь полоцкого правителя Рогволода, была невестой Ярополка. Захватив Полоцк, Владимир на глазах у её родителей изнасиловал Рогнеду и принудил её выйти за себя замуж, а затем убил её родителей. В 978 году Владимир осадил Киев и, благодаря подкупу одного из воевод, заманил Ярополка в свой шатёр и убил его там. Так Владимир стал единоличным правителем Руси. Он взял себе титул "Великий Каган Всея Руси". "И был он ненасытен в блуде, приводил к себе и замужних женщин и растлял девиц".

Согласно "Повести Временных Лет", в 986 году Владимир разослал послов разным религиозным конфессиям и пригласил их к своему двору, чтобы они рассказали ему о своих верованиях. Одними из первых явились будущие католики. Тогда в христианской церкви уже наметился раскол на римско-католическую церковь и на греко-кафолическую, который окончательно произошёл в 1054 году н.э.. В 962 году католичество уже приняла Польша, ещё раньше - Чехия, не за горами было крещение и шведских королей. Владимир спросил католиков: "В чём заповедь ваша?", и католики ответили: "Пост по силе; если кто пьёт или ест, то всё это во славу Божию, как сказал учитель наш Павел." Кроме того католики сказали, что их церковь запрещает разводы. Едва Владимир услышал это, то сразу ответил: "Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого." Затем пришли мусульмане, которые предложили Владимиру стать почитателем Мохаммеда и узаконить многожёнство, но князь, узнав, что их вера требует обрезания и запрещает есть свинину и пить вино, заявил: "Руси есть веселие пить, не можем без того жити!" и тоже отказал. Выслушав еврейского раввина, предлагавшего ему чтить субботы, Владимир спросил его: "И где же земля ваша?". Тот ответил: "В Иерусалиме". "Точно ли она там?" - переспросил Владимир. Тогда раввины признали, что Бог разгневался на них и рассеял по странам. "Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?" - ответил Владимир и отказался дальше вести с последователями иудаизма разговор. Последними явились правоверные (orthodox) христиане из Византии. Тогда они сильно проигрывали другим церквям во влиянии в мире и поэтому были более уступчивы и сказали, что у них можно и разводиться, и пить сколько угодно. "Вот это нам подходит!" - обрадовался Владимир и принял решение ввести на Руси правоверие. За это Византийский император Василий II даже отдал ему в жёны свою сестрицу Анну.



На главную