Ямато                                                                                                                         стр. 1 2 3

Постепенно контакты японцев с Китаем и Корейским полуостровом расширяются. В конце IV века н.э., во времена правления в Ямато императрицы-шаманки Дзингу был даже предпринят легендарный поход японцев в Корею. Росла площадь поселений, так поселение Макимуку в Нара имело площадь более 1 кв.км. Главным Храмом Ямато в те времена был Храм Исоноками, который славился своими воинскими культами и сокровищницей с запасом оружия. Храм управлялся родом Мононобэ. До сих пор в Исоноками хранится древний церемониальный семилезвенный железный меч, имеющий по три отростка с каждой стороны, на котором выгравирована надпись из 61 иероглифа, гласящая, что этот меч изготовлен в 369 году в корейском государстве Пэкче и подарен правителю Ямато - Дзингу. После смерти Дзингу в Ямато началась эпоха правления в Ямато императоров "корейского происхождения", первым из которых стал император Одзин, сын Дзингу от корейского правителя. В его захоронении Арияма найдено более 3000 металлических мечей и другой утвари. Ещё более впечатляет захоронение сына Одзина, императора Нинтоку (383-399 г.г. н.э.). Периметр его погребального сооружения в форме замочной скважины в Осака составляет 486 метров, его строили более 1000 человек в течение 4-х лет. Это самое крупное погребальное сооружение в мире. Императорам этой династии неоднократно приходилось вести военные действия против своих материковых соседей. В кургане Сакитама-Инарияма неподалёку от Токио обнаружен меч, изготовленный в Южном Китае в 471 году с надписью из 115 иероглифов. "Из поколения в поколение до сегодняшнего род Вовакэ-но Оми служил в качестве главы меченосцев. Когда великий государь Юряку (456-479 г.г.) пребывал во дворце Сики, Вовакэ-но Оми помогал ему управлять Поднебесной. Ввиду этого приказано изготовить этот острый стократно закалённый меч и записать истоки его службы, начиная с предков." Далее на мече перечислены 8 поколений предков по мужской линии Вовакэ-но Оми. Последний из династии "корейских императоров", жестокий и нечестивый Бурэцу (498-506 г.г.) не оставил наследника, и на трон Ямато взошёл Кэйтай (507-531 г.г.), представитель боковой ветви правящего рода.

В 552 году н.э. правитель корейского царства Пэкче Сонмён преподнёс правителю Ямато Кимнэю в подарок позолоченную статую Будды и другие предметы буддийского культа. В своём послании он рассказал, что вознесение молитв Будде обладает огромной магической силой. Роды Мононобэ и Накатоми выступили против принятия буддизма и обратились к государю: "Правители, пребывающие в Поднебесной нашей страны, во все времена: весной, летом, осенью и зимой - почитали 180 Богов в Святилищах Неба и Земли. Если же теперь мы станем заново почитать Бога соседних стран, то Боги нашей страны могут разгневаться." Тогда Кимнэй предоставил главным японским родам Мононобэ, Накатоми и Сога самим сделать свой выбор. Род Сога принял буддизм и установил статую Будды в своём родовом храме. С этого момента между Сога и Мононобэ началась многолетняя вражда, завершившаяся победой Сога. В 596 году во владениях Сога был возведён Храм Асука-дэра в благодарность Будде за победу Сога над Мононобэ.

Приход буддизма вызвал огромный скачок в развитии культуры и искусства Японии. В частности, появились храмы с изысканной архитектурой, богатым интерьером и прекрасными скульптурами. Одним из основных направлений буддизма в Японии стало "дзен". Японское "дзэн" происходит от санскритского "дхьяна" ("медитация"). Согласно дзен, материальный мир является иллюзией, "ничто" ("му"). Только через медитацию человек может постичь свою истинную природу, достичь "сатори" ("пробуждения"), почувствовать свою причастность ко всему сущему и увидеть истинную природу вещей. Пробуждённое сознание приравнивается к безмыслию ("мунэн"), а мир предстаёт перед ним недвойственным. Дзэн отвергает аскетизм: человеческие желания должны не подавляться, а направляться в духовные сферы. А сокровенные знания передаются не через трактаты, а "от сердца к сердцу", от учителя к ученику. В соседнем Китае расцвет дзэн пришёлся на время правления династии Тан (618-907), а в Японии дзэн появился в конце XII века н.э. и стал официальной философией самураев, пришедшего к власти военного сословия. Наивысший расцвет дзэн в Японии пришёлся на XIV-XV века, когда существовало более 50 разных ветвей дзэн, а дзэнские монахи были советниками и наставниками японских императоров. Дзэн оказал сильнейшее влияние на многие сферы японской культуры и традиционной эстетики (икебана, каллиграфия, чайная церемония, кэмпо - искусство разбивки садов и др.) Простота, спонтанность, естественность и гармония - основные принципы дзэн.

В 712 году н.э. после кровопролитной междоусобицы престол Ямато занял Тэмму, который поручил летописцам составить один из наиболее знаменитых японских сводов "Кодзики" ("Записи о делах древности"). В него вошли тексты, уже сложившиеся в устной традиции. Три его свитка содержат обильную генеалогическую информацию о наиболее могущественных родах: первый свиток рассказывает о последовательном появлении в мире Божеств и их потомков - людей, второй и третий описывают эпоху правления древних императоров. Члены правившей в то время династии Фудзиваре были признаны прямыми потомками Богини Солнца Аматэрасу. Основателем государства Ямато был объявлен некий император Дзимму ("Божественный воин"), потомок Аматэрасу, Великой Богини, сияющей на небе. Дзимму (715-585 г.г. до н.э.) якобы утвердился на равнине Ямато после семилетнего завоевательного похода в 660 году до н.э. и объявил её центром Вселенной. Другой свод "Нихон сёки", составленный в 720 году н.э., содержит 30 свитков и ещё более богат мифами, преданиями и легендами.


На главную