Греция - Сократ                                                                                                          стр. 1 2

Ещё в юности, посетив Дельфы, Сократ был взволнован призывной надписью спартанца Хилона, начертанной на Храме Аполлона. Надпись гласила: "Познай самого себя". Став сперва учеником Анаксагора, Сократ постепенно создаёт свою собственную философскую систему, стержнем которой становится самопознание и нравственность. "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может," - утверждал Сократ и добавлял: - "О, сколько существует вещей, без которых можно жить!" Истинное познание, как он понимал его, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведёт человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, "каков он по отношению к пользованию собой как человеком." Зло творится, согласно Сократу, по неведению, незнанию; злой поступок является следствием непонимания того, что есть истинное благо, а не результатом разумного выбора зла; другими словами, умышленное зло невозможно.

По Сократу, душа "царит в нас", но в отличии от тела "она невидима". Эта незримая наша "хозяйка" управляет нашим зримым телом, так как в ней находится наш разум, распоряжающийся телом как хочет. И не только телом, но и всеми поступками. Ибо добродетель есть Знание, и моральное поведение есть поведение разумной души, а не тела. Душа - источник благоразумия, сдержанности и самообладания, и пока душа сохраняет контроль над телом и чувственными вожделениями, человек остаётся нравственным. Когда же физические вожделения и чувственные удовольствия берут верх над душой и заставляют её "угождать им", человек перестаёт быть нравственным, становится рабом чувственных наслаждений и доводит до "позорного состояния тело и душу".

Таким образом, бессмертная душа подвержена как совершенствованию, так и порче в зависимости от земного образа жизни тех, кому она достаётся в своих вечных переселениях из этого мира в загробный и возвращениях назад. Отсутствие бессмертия души, замечает Сократ, было бы счастливой находкой для дурных людей, ибо со смертью души они легко избавлялись бы от присущей им порочности. Но душа бессмертна, и, следовательно, неизбежна ответственность человека за свои дела. Когда же Сократа спрашивали о Боге, он отвечал: "Что есть Бог, я не знаю. Но я знаю, чем Он не является."

Со времён Пифагора мудрецы, философы и софисты были в глазах большинства жителей Греции людьми суетной, бесполезной и даже опасной породы, дурачащими своих слушателей умниками, сбивающими с толку подрастающее поколение. Многие известные философы (Протагор, Анаксагор) были вынуждены бежать из Афин. И для Сократа его иронические выпады в адрес "незнающего большинства" не прошли даром. Обыватели издевались над молодыми людьми, целыми днями шатавшимися за Сократом по городу, говоря: "надо же, ты познаёшь себя, что ты невежественен и глуп!" В марте 399 года до н.э. против Сократа было сфабриковано дело, по которому он обвинялся в непризнании тех Богов, каких признавал традиционно город Афины, и "в развращении умов молодёжи".

Враги Сократа надеялись, что он тоже бежит из Афин или публично раскается, приведя с собой в Суд плачущую жену и детей, но Сократ отказался даже от помощи адвоката и в Суде открыто высмеял костность и невежественность сложившегося образа жизни. Главные ученики Сократа - Платон и Ксенофонт - присутствовали на Суде и позднее записали эту речь философа. Друзья уговаривали Сократа отречься от своих слов, чтобы сохранить себе жизнь, но он был непреклонен. Взбешенные судьи вынесли ему смертный приговор, по которому он должен был выпить чашу яда из сока болиголова. "Избегнуть смерти нетрудно, афиняне," - ответил Сократ судьям. - "А вот что гораздо труднее - это избегнуть испорченности: она настигает стремительнее смерти."


На главную