Индия - Шанкарачарья                                                                                              стр. 1 2

Что же касается религии, то Шанкара основал также одно из наиболее значительных ответвлений индуизма - смартизм. Согласно смартизму, не так уж важно, какому именно из индийских Божеств поклоняться, главное делать это искренне и с полной отдачей. Шанкара доказал, что поклонение различным Божествам не противоречит Ведам, так как все они являются различными ипостасями Брахмана. Смартист свободен выбрать для своего поклонения любое Божество, будь то Шива, Вишну (или любая из его инкарнаций), Деви (или любая из её форм - Лакшми, Сарасвати, Дурга, Кали), Ганеша, Сканда или даже Сурья (Солнце). Но более важной вещью, чем поклонение, смартисты считают практику дхармы (нравственности).

"Кто свободен от оков похоти, которых так трудно избежать, тот только один и способен к освобождению и никто другой, хотя бы этот другой знал наизусть все шесть систем философии (объясненных в "Бхагавад-Гите"). Кто только сентиментально мечтает о свободе и мнимо свободный от страстей, думает переплыть океан бытия, тот будет схвачен акулой похоти и, увлеченный в глубину, погибнет," - утверждал Шанкарачарья.

После Бадринатха Шанкара совершил паломничество на священную гору Кайласа и в не менее священный Бенарес (Варанаси), "город двух тысяч храмов". Будучи на Кайласе, Шанкара сочинил один из прекраснейших гимнов шактизма "Саундарья-лахари" ("Волна красоты"), а в Бенаресе он обрёл своего первого ученика Падмападу. Когда умер его собственный учитель Говинда, Шанкара и другие ученики Говинды погребли его на одном из островов Нармады и возвели там храм. После этого многие ученики Говинды стали приверженцами Шанкарачарьи и сопровождали его в поездках. Вместе с ними Шанкарачарья посетил Праягу, где провёл немало диспутов и приобрёл новых приверженцев.

Затем он вернулся в Бенарес и поселился в "гхате" (святилище для совершения погребальных обрядов) на берегу Ганга. Там он смог собрать вокруг себя целую общину. Однажды на улице ему повстречался чандала ("неприкасаемый", сын шудры и женщины-брахманки). Шанкара потребовал уступить ему дорогу, но чандала, ссылаясь на учение адвайты, напомнил Шанкаре о единстве всех живых существ. Шанкара воспринял эту встречу как урок, упал к ногам чандалы и попросил у него прощения.

Основным противником адвайта-веданты была школа "двайта-веданта", которая утверждала, что Бог (Вишну) никогда не создавал мир. По мнению двайтистов, мир существует вечно, и Вишну его только поддерживает и управляет им. Души людей (Атманы) не являются частью Вишну, они существуют вечно и обладают свободой воли. По своему желанию они могут вечно находиться в кругу перерождений, или могут освободиться от него и не воплощаться в материальном теле, или могут полностью разрушить себя неправедными поступками и обречь себя на вечные страдания в Аду. (Такие религии как христианство, буддизм, ислам и зороастризм являются по сути "двайтистскими".) Ещё одна философская школа - вишишта-адвайта - объявляла реально существующими и Брахмана, и человеческие души, и материальный мир, а основным путём познания Брахмана считала "бхакти-йогу".

Шанкарачарья критиковал любые философские доктрины, противоречившие адвайта-веданте. Он вёл постоянные дискуссии с вайшнавами (вишнуитами), соперничал по глубине знаний с шиваистскими тантриками, полемизировал с материалистами, ритуалистами, джайнистами и буддистами. С последними у него были наиболее ожесточённые столкновения, но он неизменно побеждал их в диспутах, и в итоге они объявили Шанкарачарью своим злейшим врагом. Принято считать, что именно благодаря усилиям Шанкарачарьи буддизм так и не получил значительного распространения в Индии. В свою очередь вайшнавы (в том числе кришнаиты), относящиеся к "двайта-веданте", пытались дискредитировать Шанкарачарью. Они использовали свой излюбленный метод: сделали поздние вставки в древние тексты, в которых утверждалось, что Бог Шива специально воплотился как Шанкарачарья, чтобы создать ложную религию и отвлечь в неё те слабые души, которые не способны пока ещё поклоняться Кришне.

В то время было принято, что брахман, побеждавший в споре главного жреца какого-либо храма, получал право занять его храм. Благодаря философским диспутам Шанкарачарья смог вернуть под знамя ведантизма множество храмов, а также основал несколько новых храмов-монастырей, главные из которых были созданы в Двараке, в Джошиматхе (45 км от Бадринатха), в Пури и в Шрингери, а также один в Канчи. Четыре его лучших ученика возглавили четыре монастыря в Шрингери.

Одну из последних философских побед Шанкарачарья одержал в Кашмире, где после диспута с оппонентами воссел на древний трон Сарасвати. После этого он почувствовал, что его странствия подошли к концу. В 820 году н.э., в возрасте 32-х лет он отправился в Кедаранатх, где дал последние наставления своим ученикам: "Я благословляю вас от всего сердца и желаю, чтобы великий успех сопутствовал вам во всех ваших делах... Пока вы живы, старайтесь распространять моё учение, чтобы продолжить великую работу реформ санатана-дхармы, вечной религии, которая уже началась. Желаю, чтобы вы смогли достичь состояния Брахмана..." После этого он в одиночестве вошёл в пещеру, где вошёл в состояние МахаСамадхи и растворился в Великом Всём.


На главную