Греция                                                                                                               стр. 1 2 3 4

Постепенно ахейцы вобрали в свою культуру все лучшие достижения древних пеласгов и создали неповторимую Минойскую культуру, достигшую особенного блеска во II тысячелетии до н.э. и названную так по имени легендарного царя Крита Миноса. Тогда основными центрами греческой цивилизации стали Дворцы Кносса, Фесты, Малии и Закро на Крите и Дворцы в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др. на Балканах. Все они имели многочисленные помещения, включая роскошные царские апартаменты, приёмные залы, храмовые святилища, ремесленные мастерские, хозяйственные кладовые и пр.





Знаменитый Дворец в Кноссе на Крите занимал площадь около 15000 кв. метров (150x100 м) и насчитывал около 300 помещений самого разнообразного назначения. Внутренняя планировка Дворца отличалась необычайной сложностью, даже запутанностью, отчего он получил название Лабиринт. В центре его располагался мощёный двор размерами 50x28 м, деливший всё строение на восточную и западную половины. В западной части находился тронный зал, дворцовое святилище и кладовые, а в восточной части - покои царицы и парадный зал. Дворец имел два этажа, водостоки, ванную, отдельные туалеты с центральной системой водоснабжения, созданной из керамических труб. Имелась хорошо продуманная система вентиляции и освещения: вся толща здания была прорезана сверху донизу специальными световыми колодцами, по которым солнечные лучи и свежий воздух поступали в нижний этаж здания. Существовали также большие окна и открытые веранды. Стены Дворца были сложены из камня и кирпича, колонны были деревянные с большой капителью на каменной базе; внутренние стены украшали росписи на штукатурке, а стены приёмных залов покрывала фрескальная живопись. О мастерстве критских ювелиров свидетельствуют найденные изящные золотые украшения, булавки, подвески в виде цветка или листьев, выполнявшиеся из тонких золотых пластин. Произведения художников Крита отличают обострённое чувство цвета и искусство точной передачи движений людей и животных.

Около 3500 лет назад грандиозное извержение вулкана на острове Фера вызвало на Крите сильное землетрясение, сопровождавшееся пожарами. Почти все Дворцы и поселения Крита, за исключением Кносса, были разрушены и навсегда покинуты своими обитателями и забыты на целые тысячелетия.





Тем временем на Балканском полуострове вокруг Дворцов в Микенах, Пилосе, Афинах и прочих начинают возникать городские кварталы, превращая Дворцовые комплексы в городские центры. Многие из них были укреплены и представляли собой настоящие цитадели. Дворец в Тиринфе поражал своими монументальными размерами: наружные стены крепости образовывали огромные необработанные глыбы известняка весом до 12 тонн; высота стен была более 7,5 метров, толщина - более 4,5 метров, а толщина стен в хранилищах достигала 17 метров! Дворец Нестора в Пилосе имел чёткую симметричную планировку. Основные его помещения располагались на одной оси и образовывали замкнутый прямоугольный комплекс. В центре обширного главного зала был устроен большой круглый очаг, окружённый четырьмя деревянными колоннами. Стены зала были расписаны фресками, пол - разноцветными геометрическими узорами. К главному залу примыкали многочисленные кладовые, содержавшие несколько тысяч сосудов для хранения оливкового масла и прочих продуктов. В здании имелись специально оборудованные ванные комнаты, водопровод и канализационные стоки. Недалеко от главного входа располагался дворцовый архив, насчитывавший около тысячи глиняных табличек с записями.

Вблизи дворцов и цитаделей обычно располагались величественные царские усыпальницы (гробницы). Самая большая из них - гробница Атрея в Микенах. Внутри искусственно насыпанного кургана находилось круглое монументальное помещение с высоким (около 13,5 м) куполообразным сводом. Стены и свод усыпальницы были выложены из великолепно отёсанных каменных плит и украшены позолоченными бронзовыми розетками. Сын микенского царя Атрея - Агамемнон приложил большие усилия для создания мощного флота и организации похода на Трою.



На главную