Индия - Махавира

С самого детства Вардхамана был необычайно смиренным и проницательным. Будучи ещё мальчиком, он своими героическими подвигами заслужил прозвище Махавира ("великий герой"). После встречи со странствующим гуру Паршвой он принял решение оставить свой дом, семью и богатство и стать аскетом. Однако родители, надеясь, что он откажется от задуманного, взяли с него слово, что он останется во дворце до тех пор, пока они будут живы. После кончины обоих родителей, когда ему исполнилось уже 30 лет, Вардхамана покинул отчий дом и семью и удалился в лес и в течение 12 лет предавался аскетизму и философским размышлениям, странствуя по деревням и сёлам Индии нищим нагим отшельником и подвергая себя всевозможным лишениям и жесточайшим истязаниям. Сперва он был членом секты бродячих проповедников, основанной философом Параванатхой, однако вскоре обнаружил, что эти отшельники не всегда сами придерживаются тех обетов, которые проповедуют, и продолжал свои скитания в одиночку. На тринадцатом году своих странствий, сидя летней ночью на берегу реки под деревом Ашока на холме Парванатха, он неожиданно получил прозрение и с тех пор начал проповедовать своё собственное учение, сутью которого является спасение души путём её усовершенствования. Человек, достигший спасения своей собственной души, называется "джина" ("победитель") и получает "мокшу" ("радость").
Учение Махавиры было не религиозным, а этико-философским. Оно не признавало существования никакого конкретного Бога, но утверждало о существовании души, которая присутствует во всех вещах, даже растениях и камнях. Всё то, что имеет душу (люди, животные, растения, огонь и ветер), именуется "джива" и противопоставляется "аджива" - то есть всему неживому (пространству и времени). Махавира считал, что души существуют вечно и не были созданы Богами. Достичь "мокши" - значит отделить душу от материи.
Согласно учению Махавиры, материальный мир состоит из атомов и различных их комбинаций. Одним из видов материи является особый эфир, пронизывающий все живые существа и создающий их кармические тела. Частицы этого кармического эфира прилипают к человеку в результате каждого совершаемого им поступка и все вместе образуют его кармическое тело. Свойства кармического тела определяют всю судьбу человека. Таким образом, карма зависит от совершённых заслуг и грехов и создаёт вынужденную цепь перерождений ("сансара"). После смерти, побыв некоторое время в раю или в аду, душа воплощается вновь и получает новое тело вместе со всеми его физическими свойствами, общественным положением и моральными качествами как результат прежней жизни.
Махавира подробно описал ад и рассказал, в какой из семи типов ада попадает человек в зависимости от совершённых поступков. Он установил, что после смерти людей некоторые из их душ рождаются снова уже через несколько дней, и это весьма посредственные, несовершенные и бесполезные души. А некоторые из особенно грязных душ после смерти своего хозяина не торопятся покидать этот мир, а зависают в воздухе и ищут другого человека, в которого они могли бы вселиться, чтобы удовлетворять через его тело свои желания. Такие вещи как привычки и условности, жалость к себе и ностальгия по прошлому ослабляют естественную защиту человека; постепенно он теряет над собой контроль, и чужой мёртвый дух может сделать его своим рабом.
Освободиться от кармы нелегко. Она опутывает человека, постоянно притекает к нему вновь и вновь. Поэтому первая задача на пути самосовершенствования - это остановить приток новой кармы. Для этого необходимо получить определённые знания и соблюдать выработанные нормы поведения. Следующая задача - истощить, разрушить старую, уже имеющуюся карму, накопленную веками во всех предыдущих воплощениях. После этого цепь перерождений человека разрывается, и он получает "мокшу". Махавира утверждал, что "мокша" - это конечная цель жизни любого человека. Её всегда можно достичь с помощью трёх вещей: правильного мировозрения, правильных знаний и правильного поведения, под которым Махавира подразумевал крайний аскетизм. Суть такого аскетизма - строжайшее соблюдение пяти обетов: не вредить ничему живому (даже на словах и в мыслях), не лгать, не красть, не иметь никакой собственности и иметь полное половое воздержание.

Первоначально последователями Махавиры были только аскеты Вайшали, отказавшиеся от всего материального, включая одежду. Позднее состав его общины увеличился за счёт сочувствовавших аскетам жрецов и мирян. В течение 30 лет Махавира проповедовал своё учение и умер около 527 года до н.э. в возрасте 72 лет. Священным каноном его последователей "джайнистов" стало сочинение "Агама", включающее 45 частей, главные из которых традиционно приписываются самому Махавире.
На главную
- Об авторе
- Введение - Недостающее звено
- Глава 1 - Лавразия и Лемурия
- Глава 2 - Гиперборея
- Глава 3 - Индия - Дэвы и Асуры
- Глава 4 - Атлантида
- Глава 5 - Эфиопия и Египет
- Глава 6 - Ассирия и Шумер
- Глава 7 - Греция
- Глава 8 - Хайрат
- Глава 9 - Индия - Дравиды
- Глава 10 - Индия - Бхарата
- Глава 11 - Индия - Рама
- Глава 12 - Индия - Кришна
- Глава 13 - Китай
- Глава 14 - Мексика
- Глава 15 - Тиауанако и Караль
- Глава 16 - Скандинавия и Друиды
- Глава 17 - Эдем и Вавилон
- Глава 18 - Иран
- Глава 19 - Славяне
- Глава 20 - Месопотамия - Авраам
- Глава 21 - Египет - Моисей
- Глава 22 - Аравия
- Глава 23 - Иран - Заратустра
- Глава 24 - Китай - Лао-Цзы
- Глава 25 - Индия - Махавира
- Глава 26 - Иония - Пифагор
- Глава 27 - Индия - Будда
- Глава 28 - Ямато
- Глава 29 - Перу - Инки
- Глава 30 - Китай - Конфуций
- Глава 31 - Греция - Сократ
- Глава 32 - Греция - Платон
- Глава 33 - Палестина - Иисус
- Глава 34 - Рим
- Глава 35 - Аравия - Мохаммед
- Глава 36 - Индия - Шанкарачарья
- Глава 37 - Индия - Гьянешвара
- Глава 38 - Индия - Нанак
- Глава 39 - Индия - Сай Натх
- Глава 40 - Индия - Нирмала
- Послесловие - Индия - Кальки
- Периодизация
- Хронология
- Ссылки