Индия - Гьянешвара                                                                                                  стр. 1 2

Однажды одну молодую женщину по имени Рукминибай из селения Аланди вблизи Пайтана бросил муж Витхалпантом, и она решила посвятить остаток своей жизни Богу. Она стала вести аскетический образ жизни, проводя целый день в храме Марути Мандир, молясь и прислуживая святым людям. Аскет Рамананда, приехавший из Варанаси, заинтересовался её историей и неожиданно сообразил, что его новый, недавно объявившийся ученик и есть беглый супруг Рукминибай. Вернувшись в Варанаси, Рамананда сделал Витхалпантому выговор за то, что тот скрыл от него факт своего семейного положения, и приказал вернуться к жене.

В последующие годы Рукминибай и её супруг прожили достаточно мирно, и у них родились четверо детей: три мальчика (Ниврутти в 1273, Днянадев в 1275 и Сопан в 1277 г. н.э.) и одна девочка (Мукта, в 1279 г. н.э.). Однако поступок, совершённый Витхалпантомом, пятном позора лежал на их семье: в глазах общества он был "падшим саньяси". Когда их дети подросли, брамины Аланди отказались давать им посвящение, и вся их семья была вынуждена отправиться в паломничество в Триамбакешвар. Однажды в джунглях на них напал свирепый тигр, и в суматохе старший сын семейства Ниврутти заблудился и оказался в горной пещере, где обитал великий йог Гахининатх, один из девяти гуру секты натхов. Йог посвятил десятилетнего мальчика в традиции своей секты и дал ему имя Ниврутхинатх, а затем вернул в семью. Ниврутхинатх передал полученные им знания своим братьям и сестре, после чего дети стали авторитетами в духовных вопросах и освоили различные техники натхи- и кундалини-йоги.

Однако брамины по-прежнему отказывались дать детям Рукминибай посвящение. Отчаявшись, мать и отец решили искупить свою вину, утопившись в священном месте слияния рек Ганги и Ямуны близ Праяга, в надежде, что благодаря этому их дети будут приняты обществом. Но даже после этого брамины не решились провести церемонию для сыновей Рукминибай и направили детей к браминам Пайтана. В философской беседе с ними дети смогли превзойти их в добродетели, духовных знаниях и красноречии, благодаря чему заслужили славу и уважение, а Днянадев получил прозвище Гьянешвара ("Владыка Знаний"). В результате брамины Пайтана, наконец то, согласились снять с них "родовую грязь", при условии, что все они дадут обряд безбрачия.

Различные предания о жизни Днянадева рассказывают о многочисленных чудесах, совершённых им и его братьями благодаря силе Кундалини. Однажды, когда трое братьев и сестра сидели на каменной стене, мимо них проезжал йог Чангадев. Йог думал смутить подростков своей способностью управлять животными, но Днянадев и его братья не растерялись и приказали каменной стене подняться в воздух и пролететь прямо перед ним. Чангадев осознал, что они имеют контроль даже над неживой материей, и упал к ним в ноги. С этого дня он стал учеником и последователем Мукты. В другой раз между братьями и браминами Пайтана разгорелся спор. Днянадев заявил о равенстве всех Божьих созданий, и в ответ брамины потребовали, чтобы он заставил стоявшего рядом с ними буйвола продекламировать Веды. Днянадеву пришлось с помощью своих йогических способностей выполнить это требование.

Возвращаясь в родное село, Днянадев почувствовал духовное озарение и сочинил своё первое произведение "Дьянешвари" - стихотворные комментарии к Бхагават Гите на языке марати. Тогда ему было всего 15 лет. В шестой главе этой книги Днянадев подробно описал работу Божественного механизма, находящегося в каждом человеке. Он объяснил, что в основании позвоночника в спящем состоянии пребывает Божественная энергия Кундалини, которая свёрнута в три с половиной оборота, и описал подъём Кундалини по сушумна-нади через чакры, образованные нервными сплетениями и ганглиями. "Ветер жизни, поднимающийся из Кундалини, создаёт прохладное ощущение в теле, как внутри, так и снаружи" (Дьянешвари, VI:14-15). Однако брамины посчитали эту шестую главу книги слишком откровенной и объявили её "нишиддха", то есть "запрещённая для чтения".


На главную