Индия - Нанак

После школы, отказавшись от женитьбы, задуманной его родителями, Нанак несколько лет находился на службе в столице Пенджаба. Там в один прекрасный день произошло его духовное перерождение. Как-то раз во время обычного омовения в реке он нырнул и не вынырнул. Все решили, что он утонул, но через три дня он снова появился в городе. Его глаза излучали таинственный свет, а над головой мерцал еле заметный нимб, и от всего тела исходило Божественное сияние. Три дня он молчал, а затем заявил, что существует только один Бог, и этот Бог - Истина. После этого случая он оставил службу при дворе и отправился путешествовать. Он посетил различные священные места, упоминавшиеся в древнеиндийских эпосах "Рамаяна" и "Махабхарата", побывал на месте просветления Будды в Тибете, а затем отправился в Аравию и посетил Мекку и Медину. Добравшись до Мекки, он повстречался с мусульманским поэтом и учителем Кабиром и стал его активным приверженцем. Кабир говорил о необходимости упрощения культов и ослабления кастовых правил, и, продолжая его учение, Нанак утверждал, что соблюдение кастовых правил и выполнение религиозных обрядов не имеют никакого значения для духовного роста. "Дерево определяют по плодам, которые оно приносит, а религию человека - по его поступкам. Одежда, символы, формы, обряды, ритуалы и церемонии, которые не способствуют праведным поступкам, не дадут человеку уйти далеко по дороге духовного роста."
Нанак странствовал почти 10 лет. Посетив на обратном пути Багдад, Кабул и Пешавар, он вернулся в Пенджаб и обосновался в Лахоре, на правом берегу реки Рави, притока Инда. После возвращения на родину Нанак женился на порядочной девушке и стал отцом семейства. Он носил одежды крестьянина и вместе с женой и детьми возделывал землю и торговал зерном. В 1499 году во время духовных упражнений он ощутил состояние сильного экстаза и осознал смысл своей духовной миссии на Земле. С того времени, выполняя внутренние указания Господа, Нанак начал совершать поездки по стране, проповедуя "бхакти" - любовь и преданность Единому Богу и отказ от обрядности.
Нанак утверждал, что самый прямой и единственный путь к познанию Бога и слиянию с ним - это повторение и прославление любого из его имён. "Все повторяют Имя Божье, но никто не способен постичь глубину его тайны." Бог един и не имеет имени и формы. В мире идёт постоянная борьба между светлым и тёмным началом, и такая же борьба идёт и в душе каждого человека. "Человек не рождается свободным, он рождён для того, чтобы обрести свободу." "Если твои деяния дают духовный рост, и ты познал Бога в форме Истины в своём сердце, твоя Кундалини пробудится, и станешь един с Богом." ("Г.Г.Сахеб", 535) "Пересеки океан иллюзии, и встретишь вечного Бога, который не приходит и не уходит, который не рождается и не умирает. Когда твои шесть чакр откроются, Кундалини исправит все нарушения." ("Г.Г.Сахеб", 928)
Развивая принципы своего учения, Нанак дал также практические советы, при помощи которых можно соединиться с Единственно Сущим, создателем и хозяином всех вещей. Для своих последователей, которыми в основном были торговцы, ремесленники и крестьяне-"джаты", он организовал духовную общину. Нанак провозглашал равенство всех перед Богом и ввёл в общине своих учеников принцип общей кухни и совместной трапезы: все равны, все едят одно и то же. Нанак признавал существование кармы (воздаяния за прежние деяния) и сансары (перевоплощения душ), но отвергал идею отшельничества и аскетизма и призывал к активной деятельности на благо людей. Он также выступал против затворничества и неравноправия женщин, против многожёнства и жестокого ритуала "сати" (самосожжения вдов заживо). Для своих многочисленных последователей он сочинил гимны и сборник поэтических стаксов "Джан-Джи", ставший для них исповеданием веры. В возрасте 50-ти лет у Нанака было ещё одно видение Господа, утвердившее его в миссионерском служении.
Нанак жил в эпоху правления в Индии династии Великих Моголов, которая оставила после себя, среди прочего, чудесный мавзолей Тадж-Махал. Эта мусульманская династия пришла к власти в 1526 году н.э., и Нанак всячески пытался объединить живших в Пенджабе мусульман и индуистов. Из ислама Нанак заимствовал идею о том, что Бог - это Добро и Любовь, а из индуизма - что следует стремиться к слиянию с Богом под руководством опытного духовного наставника ("Гуру"). "Только тогда познаешь Бога, когда твой родничок темени откроется милостью истинного Гуру." ("Г.Г.Сахеб", 953) Именно таким Гуру в глазах своих последователей "сикхов" и был сам Нанак, первый из десяти сикхских Гуру.

На главную
- Об авторе
- Введение - Недостающее звено
- Глава 1 - Лавразия и Лемурия
- Глава 2 - Гиперборея
- Глава 3 - Индия - Дэвы и Асуры
- Глава 4 - Атлантида
- Глава 5 - Эфиопия и Египет
- Глава 6 - Ассирия и Шумер
- Глава 7 - Греция
- Глава 8 - Хайрат
- Глава 9 - Индия - Дравиды
- Глава 10 - Индия - Бхарата
- Глава 11 - Индия - Рама
- Глава 12 - Индия - Кришна
- Глава 13 - Китай
- Глава 14 - Мексика
- Глава 15 - Тиауанако и Караль
- Глава 16 - Скандинавия и Друиды
- Глава 17 - Эдем и Вавилон
- Глава 18 - Иран
- Глава 19 - Славяне
- Глава 20 - Месопотамия - Авраам
- Глава 21 - Египет - Моисей
- Глава 22 - Аравия
- Глава 23 - Иран - Заратустра
- Глава 24 - Китай - Лао-Цзы
- Глава 25 - Индия - Махавира
- Глава 26 - Иония - Пифагор
- Глава 27 - Индия - Будда
- Глава 28 - Ямато
- Глава 29 - Перу - Инки
- Глава 30 - Китай - Конфуций
- Глава 31 - Греция - Сократ
- Глава 32 - Греция - Платон
- Глава 33 - Палестина - Иисус
- Глава 34 - Рим
- Глава 35 - Аравия - Мохаммед
- Глава 36 - Индия - Шанкарачарья
- Глава 37 - Индия - Гьянешвара
- Глава 38 - Индия - Нанак
- Глава 39 - Индия - Сай Натх
- Глава 40 - Индия - Нирмала
- Послесловие - Индия - Кальки
- Периодизация
- Хронология
- Ссылки