Иран - Заратустра                                                                                                    стр. 1 2 3

Приблизительно 2700 лет назад в иранской провинции Мидия в древнем роду Спитама появился мальчик, названный по традиции рода "Заратустра". Основателем рода Спитама был мидийский проповедник Зара-Иштар, живший ещё 9300 лет назад в небольшом городке Раи (современный Рей, развалины которого находятся сейчас в окрестностях Тегерана). Члены этого рода из поколения в поколение становились проповедниками и передавали друг другу накопленные веками мудрость и знания. Юному Заратустре суждено было стать основателем новой иранской религиозно-философской школы, чтобы "научить царей мыслить, говорить и действовать в соответствии с Высшим Законом", а его стихотворные записи "Гаты" стали впоследствии важнейшей частью "Авесты" - священной иранской книги. Язык семнадцати великих гимнов "Гат" оказался удивительно близок к языку индийской "Риг-Веды".

Отца Заратустры звали Поурушаспа, а мать его носила имя Дайдай ("Божественная рыба"). С семи лет его начали обучать священству. Обучение было устным, так как иранцы не знали письма, и состояло из изучения обрядов и выучивания великих "мантр" ("заклинаний"), составленных мудрецами предыдущих поколений. Считалось, что зрелость достигается в 15 лет, и в этом возрасте Заратустра стал самостоятельным священником. Сам он называл себя "мантран" - сочинитель мантр, вдохновенных экстатических изречений, заклинаний и гимнов. Многие годы Заратустра провёл, скитаясь в поисках Истины, пока, наконец, в 30 лет он не получил откровение. Это событие упомянуто им в одной из "Гат" (Ясна 43) и кратко описывается в пехлевийском сочинении "Задспрам" (20-21).

Как-то раз Заратустра участвовал в сборище по случаю весеннего праздненства и пошёл на рассвете к реке за водой для приготовления ритуального напитка "сома". Этот напиток изготовлялся из листьев кустарника "эфедра" и оказывал на человека возбуждающее действие: "возбуждённые, мы поднимаемся на ветрах как на наших конях, а вы, смертные, можете видеть лишь наши тела" ("Риг-Веда"). Заратустра вошёл в реку и взял воду из середины потока, где она была свежее и чище. Когда он возвратился на берег в состоянии ритуальной чистоты, перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение. Он узрел на берегу сияющее существо, которое позвало его за собой и привело к шести другим излучающим свет персонам, в присутствии которых Заратустра "не увидел собственной тени на земле из-за их яркого свечения". Это были Божества во главе с Ахура-Маздой.

Ахура-Мазда (Ормузд) или Ашшур с древности почитался в Иране как величайший из асур. Заратустра провозгласил его единственным несотворённым Богом, вечно существующим, Творцом всего благого, включая всех других добрых и благих Божеств. Позднее Заратустра не раз ещё чувствовал присутствие Ахура-Мазды или слышал его слова, призывавшие пророка на служение.

Разрушительными силами, противодействующими нравственным асурам, Заратустра считал дэвов - Индру и его союзников. Во главе этих сил стоит Ангра-Манью (Ахриман), который как и Ахура-Мазда изначален, но несведущ и полностью зловреден. Дэвы для Заратустры были злыми по своей природе, "лживыми Богами", которым нельзя поклоняться.

Согласно учению Заратустры, сначала Ахура-Мазда сотворил с помощью Святого Духа (Спэнта-Манью) шесть более низких Божеств; их создание он сравнивает с зажиганием одного светильника от другого. Все эти и другие Божества являются эманациями (излияниями) самого Ахура-Мазды и служат творению добра и уничтожению зла. Вся Вселенная была сперва создана в нематериальном, "духовном" виде, и только потом Ахура-Мазда придал всему материальный облик.


На главную