Индия - Шанкарачарья                                                                                              стр. 1 2

Согласно традиционно принятой хронологии, Шанкара родился в 788 году н.э. в семье брахманов в небольшой деревушке Калади, штата Керала на юго-востоке Индии. Его родители были бездетными и долгое время молили Бога Шиву, чтобы он послал им сына. Однажды Шива явился во сне брахману и предложил на выбор либо сто обычных сыновей, либо одного великого, который проживёт недолго. Брахман выбрал второй вариант, и вскоре его супруга забеременела. Родившегося мальчика назвали именем Шанкара, которое является одним из эпитетов Шивы.

С младенчества Шанкара совершал всевозможные чудеса. Как-то раз его шею обвила гигантская кобра, и на глазах у всех он превратил её в цветочное ожерелье. Когда ему исполнился всего один год, он уже мог говорить и писать на санскрите. К пяти годам он изучил Веды и превзошёл в знаниях всех местных учителей, а в семь лет принял твёрдое решение стать бродячим отшельником "саньяси". Его мать была категорически против, но однажды Шанкара отправился на реку, и его схватил огромный крокодил, который не отпускал его, пока прибежавшая мать не дала своё согласие. В тот же день юноша без колебаний оставил свой дом и отправился в странствие.

В поисках гуру, который дал бы ему посвящение в саньяси, Шанкара отправился на север к реке Нармада, на берегах которой располагалось множество святилищ Бога Шивы. Там среди отшельников жил Говинда, ученик ведантиста Гаудапады, который стал его первым гуру. Около двух лет Шанкара обучался у Говинды; на берегах Нармады он написал множество шиваистских и вишнуистских гимнов, несколько философских трактатов и комментарии к "Брихадараньяка-упанишаде". Однажды он совершил очередное чудо, усмирив мантрами разлившуюся реку и собрав её воды в свою чашу для подаяний. Увидев это, Говинда вспомнил о пророчестве мудреца Бадараяны, по которому лучшее толкование его текстов суждено написать усмирителю вод, и отправил Шанкару в Бадринатх, где хранились тексты Бадараяны. В Бадринатхе, расположенном в предгорьях Гималаев, Шанкара провёл следующие четыре года. Он написал здесь свои знаменитые комментарии к "Брахма-сутрам" Бадараяны, к "Бхагават-гите" и к основным Упанишадам. Именно здесь Шанкара окончательно выбрал в качестве своей философской школы "адвайта-веданту".

Среди девяти основных школ индийской философии "веданта" считается важнейшей и древнейшей. Она основывается на текстах Упанишад, которые представляют собой заключительную часть Вед (комментарии к Ведам), поэтому слово "веданта" переводится как "суть Вед". Впервые доктрину веданты сформулировал Бадараяна в "Брахма-сутрах", которые состоят из афоризмов, описывающих Брахмана (Реальность). Поскольку афоризмы Бадараяны были очень коротки, каждый философ толковал их по-своему, и в результате возникли различные философские направления ведантизма: адвайта-веданта, двайта-веданта, вишишта-адвайта и другие.

Шанкарачарья (от санскр. "ачарья" - "учитель") был горячим сторонником школы "адвайта-веданта". Слово "адвайта" переводится как "недвойственная", поскольку утверждает, что индивидуальное сознание человека (Атман) едино с Высшим Разумом (Богом, Брахманом). "Брахман реален, мир нереален, душа — не что иное, как Брахман". Шанкара подразделяет всё существующее на четыре уровня: 1) реальность (это только то, что существует само по себе, это Брахман. Брахман не имеет никаких свойств или качеств, находится вне времени и пространства, не обусловлен и не дифференцирован), 2) эмпирический материальный уровень (всё то, что человек ощущает через органы чувств), 3) иллюзии, галлюцинации и сны, и 4) нереальность (несуществующие объекты, например, круглый квадрат).

Когда человек пребывает в иллюзии, он может устранить эту иллюзию, получив эмпирический опыт. Точно так же, если человек уверен в незыблемости своего эмпирического опыта, он может вытеснить его восприятием Брахмана. Один из примеров этого - факт, что человек, основываясь на своём жизненном опыте, считает себя (или свой Атман) отдельным от Бога (Брахмана). На самом деле Атман всегда был и остаётся частью Брахмана, но, чтобы осознать это, человеку нужно просто устранить свой эмпирический опыт восприятия себя как независимой индивидуальности. Когда человек достигает уровня осознания себя (Атмана) и Брахмана единым целым, он получает состояние "мокша" - блаженство свободы от иллюзий и от индивидуального эмпирического опыта.

Шанкара утверждал, что единственный путь к такому осознанию - это йога. В эпоху его жизни йога уже распалась на несколько отдельных направлений, которые соперничали между собой. Основными школами йоги были "бхакти-йога" (йога поклонения Божествам), "карма-йога" (йога правильного поведения) и "джняна-йога" (йога знаний). Однако Шанкарачарья вовсе не считал эти направления йоги самостоятельными и равноценными. По его мнению, все эти виды йоги - лишь ступени в постижении Брахмана. Низшей ступенью является йога слепого поклонения Божествам и повторения их имён, затем следует йога контроля своих поступков, а уже после этого человек может переходить к йоге знаний, которая приводит его к мокше.

Мокша - это не что-то, на что можно рассчитывать после смерти, это состояние, которое человек достигает ещё при жизни. Это состояние покоя, безмятежности и блаженства, это свобода от кармы и от цикла рождения и смерти. Достигший мокши человек осознаёт также, что рождение и смерть - это иллюзии, происходившие лишь в эмпирическом материальном мире. Мокша воспринимается как хорошо знакомое состояние, которое было просто забыто на время телесного существования.


На главную