Иран стр. 1 2 3 4
4300 лет назад крупнейшими городами-оазисами на юге современного Туркменистана были Алтын-тепе и Намазга-тепе, в которых проживало от 5000 до 10000 человек. Города были обнесены крепостными стенами из сырцового кирпича, а городские ворота помещались между двумя монументальными башнями-пилонами, аналогичными месопотамским. В центре Алтын-тепе располагался монументальный культовый комплекс с четырёхступенчатой башней-зиккуратом высотой 12 метров и длиной 28 метров, в котором находились многочисленные хранилища, храмы и гробницы жрецов. Комплекс был посвящён Богу Луны, изображавшемуся в виде небесного быка огненного цвета. В нём осуществлялись астрономические наблюдения для определения сроков полевых работ, хранились общественные запасы. Дома жрецов и вождей имели правильную планировку и площадь 80-100 квадратных метров, а обычные люди жили в крупных многокомнатных домах из небрежно отделанных тесных комнаток. Посуда изготавливалась на гончарном круге и обжигалась в сложных двух-ярусных горнах. Искусные ремесленники изготовляли сосуды из камня и бронзы, алебастровые и керамические вазы, бронзовые наконечники копий, кинжалы, тёсла, ножи и серпы, а также украшения из серебра, ожерелья, кольца, зеркала, бронзовые печати с изображениями свастики и терракотовые статуэтки. Сходная культура существовала и на севере современного Ирана, где находился крупный центр металлургии Тепе-Гиссара и древний монументальный культовый центр Туренг-тепе.
Всего археологами на территории Туркменистана было обнаружено около 300 поселений, которые в основном располагались вдоль русла реки Маргуш, поэтому археологи так и назвали эту древнюю страну - Маргуш. Столицей её был город Гонур-депе, на территории которого ещё советские учёные раскопали грандиозный дворцовый комплекс площадью 25 га с тремя бассейнами, один из которых имел размеры 180х80 метров, и царский некрополь. Вокруг комплекса располагался хорошо спланированный город с домами из сырцового кирпича, дренажными системами и прямыми улицами. 3000 лет назад караваны верблюдов и купцов следовали из Месопотамии в Хараппу именно через Гонур, поэтому Маргуш оказалась на стыке самых разных культур. Исследования учёных подтвердили сходство культуры Маргуша с культурами Элама и Хараппы, в городах были обнаружены харрапские печати, индийские статуэтки и поделки из слоновой кости и месопотамские фаянсовые изделия и мозаика. Гонур-депе было основано приблизительно в 2300 году до н.э. и оставлено жителями в 1500 году до н.э..
По мнению археологов, культура Маргуша, равно как и цивилизации Элама и Хараппы, были древнедравидскими. Однако во II тысячелетии до н.э. н территорию Ирана с севера начали проникать арийские племена. Вследствие этого древнедравидские центры пришли в упадок, и около 3500 лет назад основные очаги цивилизации сместились на северо-восток. В дельте реки Мургабы по среднему течению Амударьи, на территории Северного Афганистана и Южного Узбекистана возникают новые оазисы: Бактрия (столица Балкх), Маргиана (столица Мерв), к северу от Бактрии - Согд (столица Мараканда), в низовьях Амударьи и Фергана - Хорезм (столица Хива) и другие крупные укреплённые поселения городского типа, окружённые мощными крепостными стенами с цитаделью, за которыми располагались монументальные строения на высоких платформах - дворцовые и храмовые комплексы. В городах процветает гончарное и бронзолитейное производства, изготавливаются печати с изображениями львов, быков, тигров и мифологических героев. Вокруг поселений появляются сложные ирригационные системы: магистральные каналы снабжали водой отдельные оазисы, в пределах которых живительная влага распространялась по многочисленным боковым руслам и протокам; такая ирригационная система позволяла получать с полей и виноградников большие и устойчивые урожаи. Города-оазисы имели развитое сельское хозяйство, разнообразную архитектуру и насыщенную социальную и религиозную жизнь, но, к сожалению, не оставили после себя памятников письменности.
Всего археологами на территории Туркменистана было обнаружено около 300 поселений, которые в основном располагались вдоль русла реки Маргуш, поэтому археологи так и назвали эту древнюю страну - Маргуш. Столицей её был город Гонур-депе, на территории которого ещё советские учёные раскопали грандиозный дворцовый комплекс площадью 25 га с тремя бассейнами, один из которых имел размеры 180х80 метров, и царский некрополь. Вокруг комплекса располагался хорошо спланированный город с домами из сырцового кирпича, дренажными системами и прямыми улицами. 3000 лет назад караваны верблюдов и купцов следовали из Месопотамии в Хараппу именно через Гонур, поэтому Маргуш оказалась на стыке самых разных культур. Исследования учёных подтвердили сходство культуры Маргуша с культурами Элама и Хараппы, в городах были обнаружены харрапские печати, индийские статуэтки и поделки из слоновой кости и месопотамские фаянсовые изделия и мозаика. Гонур-депе было основано приблизительно в 2300 году до н.э. и оставлено жителями в 1500 году до н.э..
По мнению археологов, культура Маргуша, равно как и цивилизации Элама и Хараппы, были древнедравидскими. Однако во II тысячелетии до н.э. н территорию Ирана с севера начали проникать арийские племена. Вследствие этого древнедравидские центры пришли в упадок, и около 3500 лет назад основные очаги цивилизации сместились на северо-восток. В дельте реки Мургабы по среднему течению Амударьи, на территории Северного Афганистана и Южного Узбекистана возникают новые оазисы: Бактрия (столица Балкх), Маргиана (столица Мерв), к северу от Бактрии - Согд (столица Мараканда), в низовьях Амударьи и Фергана - Хорезм (столица Хива) и другие крупные укреплённые поселения городского типа, окружённые мощными крепостными стенами с цитаделью, за которыми располагались монументальные строения на высоких платформах - дворцовые и храмовые комплексы. В городах процветает гончарное и бронзолитейное производства, изготавливаются печати с изображениями львов, быков, тигров и мифологических героев. Вокруг поселений появляются сложные ирригационные системы: магистральные каналы снабжали водой отдельные оазисы, в пределах которых живительная влага распространялась по многочисленным боковым руслам и протокам; такая ирригационная система позволяла получать с полей и виноградников большие и устойчивые урожаи. Города-оазисы имели развитое сельское хозяйство, разнообразную архитектуру и насыщенную социальную и религиозную жизнь, но, к сожалению, не оставили после себя памятников письменности.
На главную
- Об авторе
- Введение - Недостающее звено
- Глава 1 - Лавразия и Лемурия
- Глава 2 - Гиперборея
- Глава 3 - Индия - Дэвы и Асуры
- Глава 4 - Атлантида
- Глава 5 - Эфиопия и Египет
- Глава 6 - Ассирия и Шумер
- Глава 7 - Греция
- Глава 8 - Хайрат
- Глава 9 - Индия - Дравиды
- Глава 10 - Индия - Бхарата
- Глава 11 - Индия - Рама
- Глава 12 - Индия - Кришна
- Глава 13 - Китай
- Глава 14 - Мексика
- Глава 15 - Тиауанако и Караль
- Глава 16 - Скандинавия и Друиды
- Глава 17 - Эдем и Вавилон
- Глава 18 - Иран
- Глава 19 - Славяне
- Глава 20 - Месопотамия - Авраам
- Глава 21 - Египет - Моисей
- Глава 22 - Аравия
- Глава 23 - Иран - Заратустра
- Глава 24 - Китай - Лао-Цзы
- Глава 25 - Индия - Махавира
- Глава 26 - Иония - Пифагор
- Глава 27 - Индия - Будда
- Глава 28 - Ямато
- Глава 29 - Перу - Инки
- Глава 30 - Китай - Конфуций
- Глава 31 - Греция - Сократ
- Глава 32 - Греция - Платон
- Глава 33 - Палестина - Иисус
- Глава 34 - Рим
- Глава 35 - Аравия - Мохаммед
- Глава 36 - Индия - Шанкарачарья
- Глава 37 - Индия - Гьянешвара
- Глава 38 - Индия - Нанак
- Глава 39 - Индия - Сай Натх
- Глава 40 - Индия - Нирмала
- Послесловие - Индия - Кальки
- Периодизация
- Хронология
- Ссылки